Фамилия советского лингвиста А.Н. Гвоздева известна каждому логопеду, в основном, благодаря его уникальному исследованию "Вопросы изучения детской речи" (1961). Именно этот скрупулёзный труд, основанный на фиксации отца-исследователя в дневниковых записях речи сына Жени, лёг в основу схемы системного развития нормальной детской речи (один из вариантов здесь), составленной Н.С. Жуковой.
Исследователь Масачусетского технологического института Деб Рой хотел понять, как его маленький сын учится разговорному языку. Поэтому он обвесил свой дом видеокамерами, чтобы запечатлеть каждый, за некоторыми исключениями, момент жизни своего сына. На протяжении 3х лет каждый день видеокамеры записывали от 8 до 10 часов домашнего видео. Затем он проанализировал 90000 часов домашнего видео, чтобы посмотреть, как "гага" медленно превращалось в "вода". Анализу подверглась вся среда (речевой контекст + визуальный), окружающая ребенка и речь самого ребенка. Так, с помощью информационных технологий и современной техники Деб Рой проанализировал 7млн слов в домашней обстановке. Каждый раз, когда в активной речи ребенка появлялось новое слово, исследователь возвращался по времени назад и отслеживал все речевые ситуации, в которых он слышал это слово, отмечая при этом относительную длину фраз. Деб Рой обнаружил любопытный феномен - речь взрослого систематически устремлялась к минимальной сложности, как можно сильнее упрощая язык, а потом медленно возвращалась на прежний уровень. Исследователь делает вывод, что не только ребенок учится у среды, но и среда учится у ребенка. Зачем всё это было необходимо исследователю технологического института? - посмотрите видео до конца))
Всё течет, всё изменяется))) В новое время новых возможностей и технологий появляются новые отцы-исследователи...
И ещё один внимательный отец. Frans Hofmeester снимал свою дочь каждую неделю, с рождения и до 12 лет. И сделал видео продолжительностью 2мин.45сек.